A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Доклад Председателя Контрольно-счетной палаты Ивановской области Золкина С.О.на заседании Ивановской областной Думы 26.06.2020

Уважаемая Марина Авенировна!  

Уважаемые депутаты!

        На Ваше рассмотрение представлен отчет КСП Ивановской области о проделанной работе за 2019 год, включающий подробный анализ всех аспектов деятельности палаты и её результатов за отчетный год.

        В рамках основных компетенций палатой было проведено 25 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, охвативших 449 объектов контрольной деятельности, включая обязательные для исполнения: внешнюю проверку областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, мероприятия предварительного контроля исполнения областного бюджета и бюджета ТФОМС, ежеквартального контроля бюджетной отчетности всех главных администраторов средств областного бюджета. Палатой проведена экспертиза 76-ти проектов областных законов. В результате план  деятельности на 2019 год выполнен в полном объеме.

    Одним из главных принципов деятельности палаты является принцип гласности, в целях соблюдения которого информация о деятельности палаты размещалась в сети Интернет на официальном сайте, а также на Портале Счетной палаты РФ и КСО.

    О результатах всех проведенных мероприятий Контрольно-счетная палата в обязательном порядке информировала Ивановскую областную Думу и Губернатора Ивановской области, предоставляла объективные данные о качестве исполнения полномочий участниками бюджетного процесса, а также о допущенных нарушениях и недостатках.

       Мы выявили более 200 нарушений законодательства на общую сумму 1,9 млрд. руб., причем основная доля нарушений (чуть более 50%) - нарушения при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении финансовой отчетности – 961 млн. руб. Хотя замечу, что по сравнению с аналогичным показателем за 2018 год (2,8 млрд. руб.) объем нарушений снизился в 2,8 раза. Вторая группа нарушений  - это нарушения в сфере государственных закупок – 474 млн. руб. Обращает на себя внимание, по-прежнему, существенный объем бюджетных средств, использованных неэффективно, либо с нарушением норм действующего законодательства, соответственно 57 и 152 млн. руб. Установлены нарушения занижения доходной части бюджета Ивановской области, когда в бюджет не перечислялись средства дебиторской задолженности прошлых лет.

        Нужно обратить внимание и на положительную тенденцию:  неизменное сокращение объемов выявляемых нецелевых расходов, так за 5 лет объем данного вида нарушений снизился с 11,4 млн. руб. до 65 тыс. руб. Однако, это сокращение связано не только с укреплением финансовой дисциплины, но и с имеющимися недостатками в актах, регламентирующих использование бюджетных средств, что приводит к невозможности четко квалифицировать нарушение как нецелевое.

  В целях устранения негативных последствий финансовых нарушений,  Контрольно-счетной палатой в адрес руководителей организаций, явившихся объектами контроля, направлено 50 представлений, что в 3,3 раза больше, чем в 2018 году (15 представлений). 46 представлений исполнены в полном объеме.

   В отчетном году подконтрольными организациями устранены финансовые нарушения и недостатки в объеме 374 млн. руб., из которых 36 тыс. руб. возмещены в бюджеты различных уровней. На момент подготовки Отчета исполнение 4-х представлений находилось на контроле аудиторов КСП  с требованиями возврата средств по ним на сумму 2,5 млн. руб. На текущую дату число неисполненных постановлений снизилось до 2.

   В отчетном году по фактам нарушений Контрольно-счетная палата составила 27 протоколов об административных правонарушениях (по 5 составам), которые были направлены мировым судьям для рассмотрения.  Из них по 14 на момент подготовки отчета судом были приняты соответствующие решения, остальные 13 находились на рассмотрении. Объем штрафных санкций, поступивших в областной бюджет в 2019 году составил 35,0 тыс. руб.  (В настоящее время по 12  производство окончено в т.ч. с назначением административных наказаний в сумме 30 тыс. руб.). 

      В отчетном году КСП проводилась работа по совершенствованию нормативных и методологических основ контрольной и экспертно – аналитической деятельности. Учитывая рекомендации, данные в Заключении Счетной палаты РФ, был доработан собственный классификатор нарушений, выявленных в ходе внешнего государственного финансового контроля. В соответствии с требованиями федерального законодательства КСП в течение отчетного года осуществлялась актуализация действующих стандартов внешнего государственного финансового контроля и разработка новых с целью стандартизации контрольной и экспертно-аналитической деятельности палаты (были актуализированы и отредактированы 10 стандартов внешнего государственного финансового контроля и утверждены 3 новых). Не могу не отметить, уважаемые депутаты, совместную конструктивную и плодотворную работу над новеллами областного Закона о Контрольно-счетной палате. Подготовленный законопроект получил одобрение Губернатора  и на первом пленарном заседании Ивановской областной Думы, состоявшемся 30 января 2020 года, был единогласно Вами принят.

     Отдельно остановлюсь на мероприятиях, являющихся знаковыми для КСП и захватывающих темы, остро стоящие не только в Ивановской области, но и важные для страны в целом. Отчетный год стал первым годом реализации региональной составляющей национальных проектов, установивших национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года.  В 2019 году Ивановская область, как и другие субъекты РФ, приступила к реализации региональных проектов.  КСП, понимая всю значимость исполняемых регионом задач, запланировала и провела в начале 2019 года мониторинг полноты осуществления на территории Ивановской области нормативно-правового регулирования и организации деятельности, направленной на реализацию национальных проектов.

    Палатой было установлено, что в Ивановской области создана и действует система управления проектной деятельностью и по состоянию на март 2019 года на территории  области была сформирована нормативная база под реализацию 57 региональных проектов. В ходе анализа всех утвержденных паспортов региональных проектов был выявлен ряд типичных нарушений и недостатков для большинства из них. Правительство области оперативно отработало материалы нашего мониторинга и в паспортах региональных проектов были устранены выявленные палатой недостатки и замечания. Отмечу, что продолжением данной работы стало полномасштабное экспертно-аналитическое мероприятие, проведенное КСП уже в начале этого года, по оценке реализации на территории  области в 2019 году всех исполняемых региональных проектов.

      Исполнение своих контрольных полномочий за ходом реализации региональных проектов палата начала со сферы здравоохранения, в связи с ее особой социальной значимостью, проведя проверку «Эффективность использования бюджетных средств, направленных за 9 месяцев 2019 года на реализацию  мероприятий регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»  в рамках национального проекта «Здравоохранение». По итогам контрольного мероприятия установлено, что за истекший период 2019 года в рамках реализации названного регионального проекта « ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» приобретено и введено в эксплуатацию 140 единиц медицинского оборудования  стоимостью 107,2 млн. руб. Вместе с тем, некачественное и несвоевременное изготовление проектно-сметной документации по капитальному ремонту первого и четвертого этажей и входной группы здания терапевтического корпуса ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» привело к несоблюдению установленного контрактом срока производства работ на объекте, создало риски не освоения бюджетных средств до конца финансового года. В ходе контрольного мероприятия установлены отдельные факты недостоверности данных отчетов о ходе реализации регионального проекта, отсутствие в отчетах информации о возможных ключевых рисках недостижения показателей регионального проекта, установлены нарушения норм Федерального закона № 44-ФЗ, Федерального закона 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

   Знаковой в работе палаты стала и проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на приобретение медицинского оборудования в целях улучшения материально-технического состояния и оснащения областных учреждений здравоохранения в период 2016 – 2018 годов. В ходе нее был проведен анализ оснащенности 41-го областного учреждения здравоохранения медоборудованием стоимостью за единицу свыше 100,0 тыс. руб. и потребности в нем согласно порядкам и правилам оказания медицинской помощи. Было установлено, что по состоянию на 1 января 2018 года на балансе 41-го областного учреждения здравоохранения состояло 2523 единицы медоборудования, из которых: 2440 единиц оборудования находилось в эксплуатации, 83 аппарата не эксплуатировалось. В общем объеме оборудования, находящегося в эксплуатации, 1230 единиц (50,4 %) оборудования имели стопроцентную амортизацию, 812 единиц (33,3 %) эксплуатируются свыше 10 лет. КСП сделан вывод, что высокая степень изношенности медоборудования, простои оборудования, связанные с ремонтом, отсутствием в ряде случаев расходных материалов  и специалистов по работе с ним, негативно сказываются на оказании медицинской помощи населению Ивановской области.

     Обязательной частью работы палаты  является подготовка заключения на проекты законов Ивановской области. И это полномочие мы исполняем в тесном взаимодействии с Ивановской областной Думой. Доля экспертных заключений КСП, содержащих замечания и предложения по рассматриваемым проектам в отчетном году составила 32,9 %, тогда как в 2018  году этот показатель был ниже - 25,8 %. И что гораздо важнее - реализация предложений и замечаний палаты на проекты нормативных правовых актов в 2019 году существенно выше по сравнению с предшествующим годом: если в 2018 году при принятии законов учитывалось чуть немногим более 30 % заключений на законопроекты, содержащих замечания и предложения КСП, то в 2019 году – учтены (полностью или частично) более 40 % таких заключений.

    Как и в предыдущие годы, КСП в соответствии с действующим законодательством и заключенными соглашениями сотрудничала с правоохранительными органами. Представители прокуратуры Ивановской области, УМВД  и Следственного управления СК РФ по Ивановской области участвовали в заседаниях коллегии Контрольно-счетной палаты по вопросам рассмотрения результатов контрольных и аналитических мероприятий. По итогам рассмотрения материалов, направленных палатой,  прокуратурой  области по результатам проверок  внесено 14 представлений и 1 протест.

      Также в отчетном году КСП активно взаимодействовала со Счетной палатой РФ и региональными контрольно-счетными органами участвуя в мероприятиях, организованных в рамках работы Счетной палаты РФ и Совета контрольно-счетных органов в форме обучающих семинаров, видеоконференций и вебинаров. Взаимоотношения  палаты с органами внешнего муниципального финансового контроля строились в рамках плана  работы Совета контрольно-счетных органов Ивановской области. В 2019 году в Совет КСО Ивановской области наряду с КСП входило еще 22 контрольно-счетных органа муниципальных образований области (в отчетном году в члены Совета КСО была принята Контрольно-счетная комиссия Лежневского муниципального района).

       В соответствии с Указом Президента РФ «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих РФ» в 2019 году 3 гражданских служащих Контрольно-счетной палаты успешно прошли повышение квалификации, по следующим программам:  «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве», «Государственный финансовый контроль и аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственных программ».

    И в заключении хотел бы отметить, что в 2019 году  Контрольно – счетная палата уделяла серьезное внимание вопросам и проблемам, которые ставились в обращениях граждан и организаций в наш адрес. Так, в течение года поступило 13 обращений.

   Сведения, содержащиеся обращениях, были проверены  Контрольно – счетной палатой, о выявленных нарушениях заявители были проинформированы в письменной форме. В процесс проверки некоторых обращений  по существу были привлечены  контрольно – счетные органы муниципальных образований. Одно из обращений, полученное в ходе проведения личного приема граждан, было решено проверить в ходе планового контрольного мероприятия в 2020 году.

    На все поступившие обращения Контрольно – счетной палатой даны соответствующие ответы в установленные законом сроки. 


Дата публикации: 26 июня 2020 в 15:03
Последнее изменение: 29 июня 2020 в 11:24