27 июня 2017, 06:32 МСК

версия для печати

Наша деятельность

 Утверждено
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Ивановской области
от 31 октября  2011 года № 21/2


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2022 ГОДА

I. Введение

     Стратегия развития Контрольно-счетной палаты Ивановской области до 2022 года (далее - Стратегия) разработана в целях осуществления принципов работы контрольно-счетных органов, провозглашенных Лимской Декларацией руководящих принципов контроля, принятой X Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ).
      Контрольно-счетная палата Ивановской области (далее - Контрольно-счетная палата) осуществляет свою деятельность четырнадцать лет. С 13.01.2007 вступил в силу Закон Ивановской области «О Контрольно-счетной палате Ивановской области» от 21.12.2006 № 140-ОЗ (далее – Закон о Контрольно-счетной палате). В настоящее время, претерпев несколько изменений в целях соблюдения федеральных законодательных актов, действующий Закон соответствует как нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, так и нормам Федерального закона от 07.02.2011     № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных органов».
     В соответствии с Законом о Контрольно-счетной палате палата определена как постоянно действующий государственный орган финансового контроля, образуемый Ивановской областной Думой и ей подотчетный. В Законе детализированы аспекты деятельности Контрольно-счетной палаты Ивановской области в рамках возложенных на нее задач, уточняется порядок организации и планирования работы Контрольно-счетной палаты, компетенция и правовые условия деятельности.
     Контрольно-счетная палата осуществляет экспертно-аналитическую, контрольно-ревизионную, информационную и иную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением областного бюджета и бюджетов областных внебюджетных фондов. Реализация единой системы контроля предполагает обеспечение комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых Контрольно-счетной палатой, на протяжении непрерывного трехлетнего контрольного цикла за исполнением бюджетов, на стадиях предварительного контроля проектов бюджетов очередного финансового года, оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года и последующего контроля за уже исполненными бюджетами отчетного финансового года. Уже в течение нескольких лет Контрольно-счетная палата не только одновременно работает с бюджетами трех лет, но и конструктивно участвует в перспективном планировании социально-экономического развития экономики Ивановской области путем участия в пределах своей компетенции в законодательной деятельности Ивановской областной Думы и совершенствовании нормативной базы Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области.
     Цель разработки настоящей Стратегии - определение путей и способов обеспечения в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах (2012 - 2022 годы) устойчивого повышения конструктивного участия Контрольно-счетной палаты в развитии экономического потенциала  Ивановской области, укрепления ее позиций в экономике и правовой системе Российской Федерации в целом, а в конечном результате в повышении благосостояния граждан России, проживающих на территории Ивановской области.
     В соответствии с этой целью в Стратегии сформулированы:
      основные направления краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного развития Контрольно-счетной палаты с учетом реформирования социально-экономического пути Ивановской области как субъекта Российской Федерации в предстоящий период;
       стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
       формы и механизмы стратегического партнерства с Губернатором Ивановской области, Ивановской областной Думой, Правительством Ивановской области и  институтами гражданского общества, иными органами финансового контроля;
       цели, приоритеты и основные задачи краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного развития Контрольно-счетной палаты в сфере государственного внешнего контроля;
       параметры пространственного развития внешнего контроля на территории Ивановской области, цели и задачи территориального развития.

II. Стратегические ориентиры развития Контрольно-счетной палаты

     Как неоднократно отмечалось в материалах Счетной палаты Российской Федерации, наиболее важным направлением деятельности органов финансового контроля является анализ эффективности использования государственных средств, выделяемых на реализацию функций управления.
     Улучшение качества публичных услуг и повышение качества государственного и муниципального управления на данном этапе развития Российской Федерации является одной из общепризнанных приоритетных задач государства. Модернизация механизмов публичного менеджмента требует внимательного изучения, адаптации и грамотного применения.
     Контрольно-счетная палата Ивановской области как государственный орган внешнего финансового контроля ведет свою деятельность не только путем проведения контрольных мероприятий. Определение эффективности и целесообразности расходования финансовых ресурсов области и использования государственной собственности области должно основываться на аналитической работе, направленной на детальное отслеживание процессов, происходящих в сферах деятельности региональных государственных органов.
     Контрольно-счетная палата на протяжении длительного периода уделяет большое внимание практическому применению модели CAF, созданной и развивающейся под эгидой Еврокомиссии и являющейся адаптацией для сферы государственного управления широко применяемой в Европе модели совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM Excellence Model).
     Внедрение модели способствует повышению эффективности работы государственной машины и улучшению качества публичных услуг, предоставляемых жителям нашей области. В ноябре 2009 года Контрольно-счетная палата Ивановской области приняла решение о проведении самооценки деятельности КСП по критериям модели CAF.
     Основной целью самооценки стало определение области для улучшений и действий по оптимизации рабочих процессов и улучшения качества государственных услуг, предоставляемых КСП. Дополнительной целью самооценки стала оценка эффективности деятельности КСП с точки зрения реализации имеющихся возможностей и достигнутых результатов.
     Отчет по результатам самооценки по критериям модели CAF был утвержден решением коллегии Контрольно-счетной палаты от 24.02.2010    № 2/3. Было принято также решение руководствоваться результатами самооценки в разрезе критериев и подкритериев модели CAF при оперативном и долгосрочном планировании деятельности палаты.
     Одна из практических особенностей самооценки по критериям модели CAF связана с правовым статусом Контрольно-счетной палаты как бюджетного учреждения, в том числе с особенностями ее финансирования из областного бюджета. Такие критерии модели CAF как управление финансовыми ресурсами, управление информацией и знаниями, управление технологиями, управление материальными ресурсами, в процессе своего внедрения связанны с процедурой бюджетного финансирования, и, следовательно, рекомендации, данные по итогам самооценки на основании указанных критериев, являются практической помощью в определении приоритетов в распределении денежных средств КСП в пределах установленного бюджетного финансирования. Первоочередные действия по улучшению деятельности КСП требуют  не только организационных усилий, но и материальных затрат, приоритетность которых подтверждена для палаты итогами самооценки по модели CAF.

III. Цели Контрольно-счетной палаты в  краткосрочной перспективе (1 – 2 года)

     1. Совершенствование системы анализа причин возникновения нарушений, выявленных в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

     Совершенствование системы анализа причин возникновения нарушений, должно стать основным инструментом Контрольно-счетной палаты в профилактике возникновения и пресечения финансовых нарушений, в том числе путем законодательного закрепления норм препятствующих их возникновению.
     Достижение данной цели предусматривает следующие действия:
     -  проведение по результатам всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий анализа выявленных в их ходе нарушений, их обобщение и выявления среди данных нарушений неоднократных, связанных с недостатками действующего законодательства, неправильным применением либо толкованием законодательства, с субъективными факторами, обнаруженных причин и условий, способствующих их совершению;
     - изучение аналогичных аналитических данных контрольно-счетных органов муниципальных образований на территории Ивановской области, контрольно-счетных органов иных субъектов Российской Федерации;
     - систематизация выявленных в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и полученных в результате обмена информацией нарушений и составление единого справочника;
     - распространение вышеуказанного справочника и документально обосновывающих его фактов из практики, как среди контрольно-счетных органов Ивановской области, так и среди региональных и муниципальных органов власти.

2. Совершенствование механизмов взаимодействия с институтами гражданского общества

     В свете осуществления обществом контроля за распоряжением средствами и ресурсами Ивановской области и осуществления контроля по наиболее значимым и актуальным темам, волнующим как общественность в целом, так и отдельные социальные группы необходимо проведение следующих мероприятий, которые в конечном итоге должны привести к действенной обратной связи между Контрольно-счетной палатой и общественностью:
     - отражение деятельности Контрольно-счетной палаты на сайте общественно-коммуникационной сети «Интернет» и посредством взаимодействия со средствами массовой информации;
     - привлечение экспертов из научных кругов и из общественных организаций для участия в обсуждении результатов проводимых мероприятий, проводимых Контрольно-счетной палатой, а также участие специалистов Контрольно-счетной палаты в проводимых круглых столах с доведением позиции палаты по насущным проблемам Ивановской области, основанной на результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
     - организация приемной Контрольно-счетной палаты, призванной выявлять наиболее значимые вопросы, интересующие жителей Ивановской области, с включением в план работы палаты мероприятий по обращениям граждан;
     - заключение соглашений и приглашение к участию в работе общественных объединений и организаций в целях вовлечения наибольшего числа участников в обсуждении вопросов, значимых для развития бюджетного процесса Ивановской области;
     - создание экспертно-консультационного Совета с представителями институтов гражданского общества при Председателе Контрольно-счетной палаты.

3. Развитие системы внешнего финансового контроля на территории Ивановской области

     В рамках осуществления указанной цели необходимы:
     - активизация работы Президиума Совета контрольно-счетных органов по аргументированному разъяснению на всех уровнях региональной и муниципальной власти необходимости создания новых КСО муниципальных образований Ивановской области;
     - популяризация, в том числе и с участием в деятельности комитетов, комиссий и рабочих групп Ивановской областной Думы, иных региональных органов государственной власти и муниципальных образований норм Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
     - совершенствование механизмов взаимодействия Контрольно-счетной палаты и органов внешнего контроля муниципальных образований, в том числе путем проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, частичной синхронизации годовых планов деятельности, распространения передовой практики в деятельности контрольно-счетных органов;
     - развитие межрегиональных связей контрольно-счетных органов на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и использование полученного положительного опыта;
     - организация установленного процесса прохождения сертификации Контрольно-счетной палаты в АКСОР, в том числе разработка необходимых для этого документов и материалов.

4. Внедрение новейших информационных комплексов и создание системы электронного документооборота

     Достижение данной цели потребует совершения следующих действий:
      - создание программного продукта в форме базы данных проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты;
     - переход на внутренний электронный документооборот как один из элементов подготовки Контрольно-счетной палаты к электронному документообороту  с Ивановской областной Думой и органами исполнительной власти Ивановской области;
     - создание единого для всех контрольно-счетных органов Ивановской области пространства обмена информацией и использование мультимедийных возможностей в рамках деятельности Совета КСО Ивановской области.

IV. Цели Контрольно-счетной палаты в  среднесрочной перспективе (3 – 5 лет)

     Стратегическими целями Контрольно-счетной палаты в среднесрочной перспективе является позиционирование палаты как института независимого внешнего государственного аудита, повышение согласованности деятельности Контрольно-счетной палаты с работой исполнительных органов государственной власти, других контрольных органов Ивановской области, увеличение удельного веса аудита эффективности.

1. Создание единой системы «Контрольно-счетная палата – Департамент финансов Ивановской области – ГРБС – Ивановская областная Дума»

     Реализация единой системы «Контрольно-счетная палата – Департамент финансов Ивановской области – ГРБС – Ивановская областная Дума» создаст в среднесрочной перспективе реальную возможность передачи информации в бездокументальном, но официально применяемом варианте, который может быть используем как основание для эксперно-аналитических и контрольных мероприятий. Указанная система необходима также для передачи результатов данных мероприятий в Департамент финансов Ивановской области, ГРБС и Ивановскую областную Думу, что обеспечит их практическую реализацию указанными органами в целях улучшения правовой и финансовой практики использования бюджетных средств. Создание системы должно способствовать передаче результатов реализации указанных мероприятий в Контрольно-счетную палату.

2. Позиционирование Контрольно-счетной палаты как института независимого внешнего государственного аудита, обеспечивающего общество объективной, надежной и доступной информацией о деятельности органов государства

     Позиционирование института должно осуществляться разными способами: поддержанием открытого интернет-сайта, использование возможностей сайтов АКСОР и Счетной палаты Российской Федерации, проведение приемных дней, в том числе выездных в муниципальных районах и городских округах, финансовое и организационное обеспечение издания собственной периодики, проведение пресс-конференций по наиболее острым проблемам, выявленным при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Цель данного мероприятия заключается в утверждении в общественном сознании идеи надежности и объективности информации, исходящей от Контрольно-счетной палаты, а следовательно повышения доверия к деятельности органов внешнего финансового контроля в целом.

3. Увеличение удельного веса наиболее перспективных и социально значимых видов контрольной деятельности – аудита эффективности и стратегического аудита

     Аудит эффективности определяет результат использования государственных средств, проверяет не только законность и целевое назначение, но и эффективность затрат финансовых ресурсов с точки зрения решения общегосударственных задач.
     Помимо функции контроля, аудит эффективности направлен на обеспечение прозрачности деятельности органов власти, предоставление общественности точной и всеобъемлющей информации о результатах их деятельности. Увеличение удельного веса аудита эффективности использования государственных средств, а также стратегического аудита, направленного на наиболее масштабные проекты общегосударственного значения в деятельности Контрольно-счетной палаты послужит важным шагом на пути повышения результативности ее деятельности.

4. Разработка системы оценки эффективности деятельности органов государственной власти Ивановской области

     Разработка параметров оценки Контрольно-счетной палатой эффективности деятельности органов государственной власти Ивановской области с точки зрения внешнего финансового контроля должна привести к реализации в полной мере административной реформы на территории области. Внедрение системы независимой оценки необходима в целях оптимизации деятельности управленческих структур и сокращения расходов на содержание аппарата государственной власти области в случаях выявления их неэффективной работы и дублируемых функций.
     Одновременно возникает потребность в изменении нормативно-правовой базы исполнительных органов государственной власти Ивановской области, которая должна быть сориентирована на конструктивное взаимодействие с Контрольно-счетной палатой в данной области правоотношений.

5. Повышение согласованности деятельности Контрольно-счетной палаты с работой других контрольных органов
Ивановской области

     Многообразием форм и субъектов правоотношений, каждый из которых осуществляет контрольные полномочия в рамках своей компетенции, вызывает дублирование контрольных функций. Многоуровневая система проверки соблюдения законодательства на всех стадиях реализации и на всех уровнях властной системы не всегда способствует повышению эффективности контроля. Нередки случаи, когда компетенция Контрольно-счетной палаты пересекается с компетенцией других государственных органов как Ивановской области, так и Российской Федерации. Это приводит и к дублированию в работе, что снижает эффективность государственного контроля и отрицательно сказывается на том субъекте, в отношении которого реализуются властные полномочия.
     В результате дублирования контрольных функций различных государственных органов подконтрольная организация подвергается неоднократным проверкам по одному и тому же основанию - это противоречит правовым основам контроля и нарушает законные интересы такой организации. Из-за слабости правовых основ системы контроля, связанной с отсутствием развитых механизмов взаимодействия, координации и в необходимых случаях прямого взаимодействия системы контроля в Российской Федерации, эффективность контроля снижается.
     Таким образом, целью повышения согласованности деятельности Контрольно-счетной палаты с работой других контрольных органов Ивановской области является совершенствование системы государственного контроля в целом и, как следствие, урегулирование возможных системных ошибок в нем.

6. Развитие системы внутреннего контроля качества контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых Контрольно-счетной палатой

     Статус Контрольно-счетной палаты как органа государственного финансового контроля предполагает обязательное наличие высокой степени доверия как государственных органов и проверяемых организаций, так и общества в целом к деятельности палаты, выводам ее должностных лиц и решениям коллегии. Поэтому качество контрольной и экспертно-аналитической деятельности должно подлежать системному контролю.
     Процесс организации внутреннего контроля включает в себя  обеспечение качественного оформления материалов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и документов по их дальнейшей реализации. Необходимо утверждение порядка осуществления контроля за составлением актов (отчетов, аналитических записок, заключений) мероприятий, комплектованием материалов и оформлением документов по их реализации.
     Дополнительно при реализации настоящей цели возникает потребность в дальнейшем отлаживании механизмов (в том числе и административно-правовых) конструктивного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти Ивановской области в целях урегулирования их действий по итогам мероприятий.

 7. Переход на безбумажное (электронное) делопроизводство (включая планирование) в Контрольно-счетной палате

     Перевод Контрольно-счетной палаты как государственного органа на безбумажное делопроизводство, является важным шагом в реализации электронного взаимодействия между участниками бюджетного процесса Ивановской области. Отладка внутреннего электронного документооборота станет одним из элементов планового и регулярного контроля государственных органов, главных администраторов средств областного бюджета и их получателей, и удовлетворения заинтересованности гражданского общества в полном, объективном и беспристрастном освещении их деятельности. Основное значение в этом плане приобретает стратегия информационной открытости государственных органов, в развитии которой необходимо участие Контрольно-счетной палаты.

8. Проведение аудитов эффективности использования государственного имущества в Ивановской области

     Применительно к государственной собственности важнейшую цель управления можно сформулировать как обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной собственности Ивановской области в общих интересах населения как первичного собственника имущества. В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость переосмысления принципов и приоритетов в области управления и распоряжения имуществом области, усиления государственного контроля в государственном секторе экономики, создании стройной, экономически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля над государственной собственностью.
     Следовательно, механизм применения аудита эффективности использования государственного имущества должен стать ключевым инструментом Контрольно-счетной палаты в области данных правоотношений.

V. Цели Контрольно-счетной палаты в долгосрочной перспективе (6 – 10 лет)

1. Выработка инструментария оптимизации социально-экономических решений региональных властей в условиях ограниченности общественных ресурсов

     В рамках данного направления силами Контрольно-счетной палаты в союзе с органами государственной власти области необходимо обеспечить решение следующих задач:
     - концентрация средств областного бюджета по направлениям, на которых они могут быть использованы с наибольшим эффектом для развития экономической и социальной сферы региона;
     - изменение структуры расходов средств областного бюджета, в том числе путем сокращение размеров услуг, оплачиваемых из бюджета и поиск путей более экономного расходования средств, затрачиваемых на предоставление услуг;
     - ориентация на потребителя, включая установление чётких стандартов на обслуживание и на показатели работы, которые можно измерить или сопоставить.

2. Постоянное совершенствование механизмов и процедур «обратной связи» с гражданами и институтами гражданского общества

     Выполняя функцию по обеспечению независимой обратной связи органов государственной власти с институтами гражданского общества, Контрольно-счетной палате необходимо планомерно способствовать развитию процессов модернизации экономики, влиять на повышение качества государственного и муниципального управления, в том числе в направлении реализации конституционных принципов подотчетности государственной власти и органов местного самоуправления обществу. Для этого палата должна сосредоточиться на решении следующих задач:
    - выявление институтов гражданского общества, готовых к сотрудничеству, и привлечение их к проведению мониторинга реализации приоритетных национальных проектов и долгосрочных целевых программ в сфере социальной политики и их привлечение к участию в реализации данных проектов и программ:
     - повышение прозрачности реализации социальных проектов,  эффективности расходования государственных финансовых ресурсов;
     - достижение доступности и понятности для населения основных задач и этапов реализации приоритетных национальных проектов и долгосрочных целевых программ;
     - использование возможностей действенной «обратной связи» для повышения точности выбора наиболее проблемных секторов социально-экономического развития области нуждающихся в дополнительном контроле по оценке эффективности и результативности расходования бюджетных средств на достижение целей национальных проектов и долгосрочных целевых программ.

3. Содействие расширению практики общественной оценки качества работы органов государственного управления в целом и контрольно-счетных органов в частности

     Качество управленческих решений как органов государственного управления, так и органов внешнего финансового контроля в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов:
     • качества исходной информации, определяемой ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от ошибок;
     • оптимального или рационального характера принимаемого решения;
     • своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;
     • соответствия принимаемых решений действующему механизму управления;
     • квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
     • готовности управляемой системы к ориентированности на результат.
     Таким образом, в целях реализации данного направления деятельности Контрольно-счетной палаты необходимо достижение:
  - конструктивного взаимодействия с потребителями государственных услуг для выявления степени удовлетворенности граждан при взаимодействии с органами исполнительной власти;
  - формирование системы оценки качества управленческих решений и повышение экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, связанных с оценкой качества работы органов государственного управления.

4. Внедрение в практику проведения аудитов эффективности деятельности региональных органов государственной власти

     Оценка Контрольно-счетной палатой эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по управлению финансовыми ресурсами, должна быть ориентирована не просто на освоение государственных средств, а на достижение конкретного результата (увязка ресурсного обеспечения бюджетной организации с итогами ее деятельности).
     Разработка в деятельности палаты данного направления неразрывно связана с поступательным выявлением:
      - эффективности исполнения функций государственными, муниципальными органами власти (критерий эффективности - полнота исполнения функций и состояние сферы ответственности);
     - эффективности исполнения государственных и муниципальных заказов, работ, услуг (критерий – своевременность, полнота и экономичность исполнения заказа);
     - эффективности исполнения государственных, муниципальных целевых программ (показатели целесообразности, обоснованности, экономичности и результативности);
     - эффективность использования бюджетных средств и собственности всех уровней бюджетной системы (соотношение бюджетных затрат и результатов от их использования);
     - внедрение современных методов аудита эффективности расходов на осуществление деятельности региональных органов государственной власти.

Заключение

     Полноценная реализация настоящей Стратегии развития Контрольно-счетной палаты Ивановской области до 2022 года невозможна без конструктивного плодотворного сотрудничества на всех ее этапах с Губернатором Ивановской области, Ивановской областной Думой, государственными органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, населением региона, понимания ними целей палаты и результатов достижения этих целей.
     Достижение целей, поставленных в Стратегии позволит максимально способствовать формированию в Ивановской области институциональной среды, характеризующейся дальнейшим развитием институтов демократии, функционированием эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественным контролем за деятельностью государства и бизнеса, низким уровнем коррупции и высоким доверием к институтам власти и проводимой политике, эффективностью государственного управления и местного самоуправления.